На мой взгляд, железные дороги Испании по праву считаются одними из самых удобных в Европе. Компания RENFE является монополистом по ж/д перевозкам в стране, аналог нашего РЖД. Помимо этого, если планировать путешествие заранее, можно очень не хило сэкономить, приобретая билеты, непосредственно с сайта перевозчика.

 

Классы билетов на поезда железных дорог Испании

 
Ранее, в моей вступительной статье, о нашем однодневном путешествии в город Толедо, которую вы можете почитать здесь, я уже совсем немного касался этой темы. Но там, мы брали билеты на пригородные поезда, а их приобретать заранее совершенно необязательно, т.к. цена будет одинаковая. Если же вы едете из одной области Испании в другую, например из Барселоны в Мадрид, то тогда, заранее купив билет на сайте RENRE, можно очень не хило сэкономить.
Есть три класса билетов, turista, turista plus и prefente. Последний класс, означает, что вы покупаете билет в первый класс, где более широкие кресла… разносят прессу, где-то могут предложить ланч и т.п. Мы данным классом не пользовались, поэтому не могу сказать, насколько сильно он отличается от туристического. Класс turista plus предполагает выбор места в вагоне и иногда можно выбрать только его, когда большая часть билетов в вагоны второго класса раскуплена. Класс turista, это обычный билет в вагоны второго класса. Мы остались очень довольны качеством вагонов второго класса. Я бы сказал, они одни из лучших в Европе. За два года, мы были в Португалии, где есть своя достаточно интересная схема оплаты проезда общественного транспорта в Лиссабоне, Франции и странах Бенилюкса, где стоимость билетов выше в 1,5 раза, по сравнению с Испанией и Италии с периодическими задержками поездов на 30-60 минут. Так вот, Испания согласно моему travelimho, однозначный фаворит в железнодорожных перевозках по Европе. В ноябре мы собираемся в короткий вояж по Швейцарию, и возможно после посещения данной страны, мнение у меня изменится… 🙂

RENFE

Вагон второго класса испанских ж/д дорог RENFE

Итак, с классами вагонов разобрались, давайте перейдем теперь к типу поездов.
 

Типы поездов

 
Давайте сначала определимся с типами поездов испанских железных дорог. Группировать типы поездов буду по их скорости движения.

Типы поездовОписание
AVE, EVROMEDВысокоскоростные поезда. Купив билет на поезд EVROMED, из Барселоны в Валенсию можно доехать за 3 часа. Или же, например из Мадрида в Севилью за 2 часа. Соответственно за скорость нужно платить. Билеты на данный тип поездов самые дорогие, но приобретая билеты заранее на сайте RENFE, можно купить билет с 50-60% скидкой.
Talgo, Arco, Alaris, Altaria и АlviaМенее удобные поезда, т.к. в среднем время в пути у вас будет на 30%-40% больше. Например, из Мадрида в ту же Севилью поезд Alvia идет 3,5 часа, за место 2,2 часа на поезде AVE. Однако билеты на данные типы поездов также нужно по возможности преобретать заранее, т.к. цена билетов в день отправления может быть выше, чем на сайте на 50-60%.
MD и региональные поездаСамые медленные поезда, следующие со всеми остановками. Вы не пропустите ни одной деревушки и потеряете в пути 1-3 часа минимум, в зависимости от расстояния. Однако, на данный тип поездов, преобретать билеты заранее необязательно. Цена билетов, что в кассе, что на сайте RENFE, одинаковая. Прелесть испанских железных дорог в том, что билеты на поезда AVE, за 1,5 месяца до поездки, на сайте могут стоить столько же, сколько и аналогичные поезда MD.
TRENHOTEL и ESTRELLAЭто ночные поезда. Маршрутов ночных поездов совсем немного. Билеты на лежачие места достаточно недешевые, однако, может и повести, если опять же приобретать все заранее. Мы ездили ночным поездом TRENHOTEL из Гранады в Барселону и заплатили за двухместное купе (СВ) с личным душем и туалетом около 120 евро, с учетом экономии на отеле, получилось вполне бюджетно, но такую стоимость нужно ловить на сайте заранее.
Как видно из таблицы, самыми лучшими и высокоскоростными поездами являются AVE и EVROMED.
 

Тарифы и цены на поезда железных дорог Испании

 

Испанские железные дорогие имеют очень гибкие системы оплаты проезда. Все тарифы можно легко посмотреть на сайте RENFE. Опять же, в сравнительной таблице приведу короткую справку о каждом из них.

Наименование тарифаОписаниеОбозначение
Tarifa 4 messaОбычно, самый дешевый тариф, однако он доступен только для группы пассажиров от 4 человек. Если вас будет 3 или 2 скидка будет менее существенная, если вообще будет. Если вдруг поездка не состоится, вам вернут 30% от стоимости билетов.
PromoСамый дешевый тариф. Скидка может достигать 50-60% от обычного тарифа. Однако, надо понимать, что данный билет вам никто не обменяет, и не вернет за него деньги, если вдруг поездка не состоится
Promo +Второй по дешевизне тариф, доступный для бронирования только на сайте RENFE, как и предыдущие два тарифа. Отличается от промо только тем, что в случае анулирования билета, возвращается 30% от его стоимости.
FlexibleОбычный тариф. Однако бывает такое, что например, все скидочные тарифы быстро раскупили и остался только один по цене скажем в 50 евро. Но это не значит, что в день вашего отправления цена на него будет такая же, а не выше. Верней, скорей всего она будет выше! Так что, приобретать билеты заранее по любому из представленных тарифов достаточно выгодно в любом случае.
Также, есть поезда без тарифов MD, для которых цена билетов всегда неизменна и приобретать билеты на данные типы поездов можно непосредственно на вокзале, за 20-30 минут до отправления поезда.
Давайте теперь, для примера, посмотрим какая разница может быть в стоимости билетов на поезда Испанских железных дорог. На сайте RENFE, билеты поступают в продажу примерно за 2-3 месяца до отправления. К сожалению нет четкого правила… бывает, что за 2 месяца, а бывает, что и за 2,5 билеты уже поступают в продажу. Как правило, чем раньше берешь билет, тем ниже будет его стоимость. Давайте на примере направления Барселона — Мадрид посмотрим, насколько сильно меняется стоимость билетов в зависимости от времени бронирования билетов. Столбы слева направо, это типы классов обслуживания : turista, turista plus и preferente.

Поезда Мадрид — Барселона (бронирование за 1 неделю до отправления)
2014-10-12 15-33-34 Скриншот экрана

Поезда Мадрид — Барселона (бронирование за 1 месяц до отправления)
2014-10-12 16-13-44 Скриншот экрана

Поезда Мадрид — Барселона (бронирование за 2 месяца до отправления)
2014-10-12 16-18-25 Скриншот экрана
Для удобства, я свел все результаты в сравнительную таблицу, выбрав самый дешевый вариант поезда AVE, как более удобного и быстрого варианта передвижения.

Время бронированияpromopromo+flexebleTarifa 4 messaЭкономия, евро
за неделю66.1571.5106.7-40.55
за месяц40.5545.9106.742.766.15
за 2 месяца3237.35106.742.774.7
Получается, что тариф flexible в данном случае не менялся совсем, а вот скидочные тарифы растут по мере приближения вашей поездки, что логично. Соответственно, чем раньше вы бронируете билет, тем дешевле будет стоимость вашей поездки, но даже за неделю экономия в 40,55 евро для одного билета очень существенна и я рекомендую все же приобретать билеты на поезда заранее.
Также как видите, за неделю полностью отсутствуют скидки по тарифу для 4 человек, что тоже логично, т.к. наверное большинство билетов на поезд уже раскуплено в этом тарифе для RENFE уже смысла никакого нет.
Цена билетов также зависит от времени отправления, например на наши с вами исследуемые даты был поезд AVE на 6:20 утра, по которому за неделю цена была 32 евро, как и самый минимальный вариант при бронировании поездов с 8:30 до 12:30 за два месяца. Но он, мягко говоря не очень удобен… т.к. чтобы на него успеть, вставать придется около 4:30-5 утра, что совсем не айс 🙁 Но тут уже каждый сам для себя выбирает, что ему первичней, удобства и комфорт или же цена.
В одном из своих следующих постов, я расскажу о покупке билетов на сайте железных дорог Испании, и выборе тарифов для ночных железнодорожных поездов TRENHOTEL.

 
На длинные расстояния чаще всего лучше пользоваться авиасообщением, которое по стране совсем недорогое. Для удобства, добавляю форму поиска авибилетов. Подробнее про поиск дешевых авиабилетов можно прочитать в моей статье, которую я не так давно написал.